Законодательство

Закон о регистрации недвижимости

20 января 2021 0 19

Все недвижимое имущество в РФ подлежит строгому учету и регистрации. Такой подход снижает риск использования частного жилья в мошеннических схемах, а еще – позволяет доказывать свою правоту собственникам при спорных ситуациях и судебных разбирательствах. Порядок регистрационного учета, а также ответственность государственных органов за разные этапы этого процесса прописана в федеральном законе №218 от 13 июля 2015 г. Последние правки в этот ФЗ внесены 2 января 2017 г.

Действующее законодательство предписывает учитывать всю недвижимость в единой базе – ЕГРН. В реестре ЕГРН содержится информация о квартирах, домах, садовых участках, их собственниках и оснований для передачи владения одним лицом другому. Доступ к части разделов этого реестра есть у каждого человека, что упрощает проверку собственности и чистоты сделки перед покупкой квартиры.

Содержание закона

Закон о государственной регистрации недвижимости устанавливает, в каком порядке проводится учет зданий и земельных участков, на которых они расположены. Еще в соответствии с этим законом разработан порядок оформления сделок с недвижимостью в ЕГРН. Этих правил придерживаются как физические, так и юридические лица. Как физлицо определяют собственника, владеющего недвижимостью. Юридическим лицом считается компания, если недвижимое имущество числится как один из ее активов, либо же приобретение собственности проводится за счет средств, находящихся на балансе фирмы.

В ЕГРН внесены не только готовые помещения, но и здания, находящиеся в процессе строительства.

Еще государственными органами ведется регистрационный учет неосвоенных земель, нежилых помещений, а также сооружений, которые нельзя использовать по разным причинам.

Учет перечисленных объектов ведут регистрационные органы, относящиеся к исполнительной ветви власти. Их обязанности включают:

  1. Координацию работ по регистрационному учету имущества граждан и компаний, а также контроль за своевременностью выполнения работ физическими и юридическими лицами.
  2. Соблюдение правил ведения единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
  3. Информирование населения о правилах регистрации имущества в ЕГРН, распространение методических материалов по направлению деятельности организации.

Функции регистрационных органов в административных объектах и муниципалитетах:

  1. Принятие заявлений о регистрации собственности. Проверка правильности оформления прилагающихся к заявлению документов.
  2. Проверка сведений об объекте недвижимости, законности правовых притязаний обратившегося.
  3. Регистрации собственности на объект недвижимости при условии, что заявление не нарушает права третьих лиц и правила, установленные действующим законодательством.
  4. Выдача сведений о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, а также подтверждение права собственника на владение объектом.
  5. Предоставление справочной информации об имуществе, собственниках, порядке передачи объекта от одного собственника другому.

Еще в обязанности органов учета и регистрации помещений вменяется регистрация в структуре ЕГРН той недвижимости, которая стала бесхозяйной. Такое бывает при смерти единственного владельца, не оставившего наследников и завещания. По статьям закона такая недвижимость переходит в собственность государства, сотрудники Росреестра должны своевременно выявить такой объект и оформить документы на него.

Правила кадастрового учета недвижимых объектов

Кадастровый регистрационный учет помещений – совместная задача собственников и государственных структур. По ее завершении в реестр проводится внесение или обновление информации о характеристиках недвижимого имущества: площади квартиры либо участка, физическом адресе, владельце, типе собственности. Изменения в кадастровый реестр ЕГРН вносятся:

  1. При создании кадастрового объекта или изменении его статуса по инициативе федеральных органов.
  2. При заключении сделок с участием недвижимого имущества физического или юридического лица.
  3. При принятии наследства.
  4. При передаче собственности по результатам судебного решения.
  5. При внесении изменения в карту территории, на которой расположен кадастровый объект.
  6. При уничтожении кадастрового объекта (сносе дома или разделении участка на несколько кадастровых единиц).

Сроки осуществления кадастрового учета по государственным законам составляют:

  1. Три рабочих дня, если документы были переданы в надзорный орган судом или нотариусом при наследовании имущества.
  2. Пять рабочих дней, если регистрация передачи собственности происходит из-за сделки купли-продажи, в том числе с привлечением ипотеки.
  3. Семь рабочих дней, если документы не переданы собственником лично, а отправлены по почте, на электронный портал Госуслуг, или предоставлены в МФЦ.

Допустимый срок рассмотрения документов в ЕГРН – 10 рабочих дней. До этого значения время увеличивают, если сотрудникам Росреестра приходится самостоятельно проверять информацию, которая не указана в документах.

Чтобы заявление приняли на рассмотрение, придется предоставить пакет документов:

  1. Паспорт заявителя или доверенного лица. Во втором случае также потребуется нотариально заверенная доверенность на ведение дел от имени заявителя.
  2. Документы, служащие основанием для внесения изменений в кадастровом реестре.
  3. Дополнительные документы, подтверждающие право владения землей или квартирой.

Основания для отказа регистрировать недвижимое имущество

Федеральный закон устанавливает за уполномоченным сотрудником Росреестра право отказать в прохождении процедуры, если:

  1. Не предоставлено удостоверение личности человека, либо лица, которое ведет работу от его имени по доверенности.
  2. Нет точных сведений об объекте, либо в предоставленных документах обнаружена противоречивая информация.
  3. Документы повреждены или заполнены небрежно, их текст исправлен или нечитаем.
  4. На заявлении отсутствует подпись собственника или его поверенного.
  5. Гражданин не предоставил справку об уплате государственной пошлины за регистрацию.
  6. В результате проверки по реестру ЕГРН обнаружено обременение собственности, не указанное в поданных документах.

В иных случаях государственные надзорные органы не вправе отказать в принятии заявления при условии, что человек подает его в рабочее время и в соответствии с требованиями статей закона о регистрации.

list-2389219_1280.png

Ответственность служб и органов

Закон о регистрации недвижимости прописывает ответственность за предоставление неверных сведений, а также за попытку присвоения чужого недвижимого имущества. Такие люди преследуются по закону за мошенничество, к ним применяются меры административного взыскания. При рецидивах или большой сумме мошенничества возможно заведение уголовного дела, арест имущества. Но ответственностью граждан закон не ограничивается, ведь сотрудники надзорных служб и контролирующих органов допускают ошибки или способны умышленно нарушить процедуру регистрации. Вне зависимости от мотивов и причин, нарушениями считаются:

  1. Игнорирование правил проведения процедуры государственного учета, отказ выполнять возложенные обязанности в полном объеме. Примером такого нарушения служит отказ принимать заявление без уважительной причины либо нарушение инструкции по проведению проверки предоставленных документов.
  2. Халатное отношение государственных служащих в отношении рабочих обязанностей, если это стало причиной повреждения или уничтожения данных в ЕГРН. Такое нарушение возникает, когда сотрудник невнимателен при работе с базой данных и внесении в нее изменений.
  3. Отказ в проведении регистрационных действий по решению суда. Если в итоге судебного разбирательства постановили внести изменение в реестр о праве собственности, а сотрудник Росреестра не сделал это – он несет ответственность за срыв сроков регистрации и несоблюдение норм процедуры.
  4. Нарушение сроков обработки заявлений граждан. Если человек подал документы больше 7 рабочих дней назад, а решения по его делу до сих пор не вынесено – он вправе жаловаться на неисполнение сотрудником своих обязанностей. Это право аннулируется, если сроки рассмотрения заявки увеличены по уважительной причине.
  5. Отказ принимать заявление, составленное по правилам, к которому прилагается квитанция об уплате пошлины за госрегистрацию и документы, подтверждающие право собственности.
  6. Отказ предоставлять сведения, содержащиеся в базе данных ЕГРН. Доступ к разделам этой базы есть у лиц, которые заплатили пошлину на оформление выписки. По требованию человека сотрудник Росреестра обязан предоставить сведения о жилом или нежилом имуществе, его собственниках.
  7. Ошибки при работе с базой данных при условии, что в результате таких действий пострадали третьи лица, их имущественные и коммерческие интересы. Это означает, что наказание за ошибку будет строже, если ее обнаружили из-за судебной тяжбы по поводу права собственности на квартиру, а не при рядовой проверке работы сотрудника вышестоящим руководством.

В соответствии со статьями ФЗ 218 убытки собственникам, пострадавшим от таких действий сотрудников Росреестра, возмещает казначейство Российской Федерации.

В отношении сотрудников службы госрегистрации предусмотрена административная либо уголовная ответственность.

Дело не заводят, если в ходе проверки выясняется, что причиной ошибки стало предоставление заявителем неверной информации для внесения в государственный реестр. Либо фальшивых документов, которые визуально не отличались от оригинальных, а у проверяющего при этом не было специального оборудования и доступа к базам иных ведомств для проверки предоставленной информации.

keys-5782195_1280.png

Внесенные изменения и правки

После принятия в закон о госрегистрации несколько раз вносились правки. Статьи закона и принятые изменения дали доступ к таким преимуществам:

  1. Объединение информации о недвижимости в единую общедоступную базу – реестр ЕГРН. Систематизировалась не только информация, но и документация: теперь для подтверждения права собственности на помещение владельцу достаточно получить из Росреестра выписку по установленному образцу.
  2. Обращение за оформлением и переоформление права собственности в упрощенной форме. Еще для обращения в службу не потребуется ехать в территориальный отдел того региона, где расположена недвижимость: достаточно предоставить документы или их копии в ближайший отдел Росреестра или МФЦ. После появления портала Госуслуг и согласования правил оборота цифровой документации появилось право подавать документы через интернет.
  3. Ограничение срока рассмотрения документов, после истечения этого времени госорганы обязаны озвучить заявителю информацию в отношении регистрации права собственности либо причины для отказа.
  4. Прозрачность системы передачи права собственности. Внесенные в реестр изменения доступны для отслеживания желающим гражданам. Покупатели квартиры при обращении в ЕГРН способны проследить ее прошлое и убедиться, что права владения продавца получены им по закону.
  5. Приостановка оформления права собственности, если возникла спорная ситуация в отношении интересов третьих лиц. По инициативе госоргана процедуру останавливают на срок до 3 месяцев. По обращению заявителя этот срок способны продлить до полугода.

Изменения убрали «белые пятна» и внесли ясность в ситуации, которые при принятии закона о госрегистрации не рассматривались. Правки сделаны для того, чтобы определить порядок действий при таких ситуациях, а также исключить ведомственные и межведомственные противоречия в структуре Росреестра.

Комментариев: 0, посмотреть обсуждение статьи
Загрузка комментариев...