Законодательство

Как прописаться в квартире

11 января 2021 0 35

Регистрация граждан обязательна по действующему законодательству РФ. Правило касается и людей с российским гражданством, и иностранцев. Перед оформлением регистрации жительства потребуется собрать пакет документов, получить согласие собственника жилья. В некоторых случаях перед тем, как прописаться в квартире, гражданину потребуется получить одобрение муниципалитета. Прием документов осуществляет Федеральная Миграционная Служба (ФМС), но разрешено подавать бумаги на прописку через паспортный стол ЖЭУ или отделение МФЦ.

Помещения для прописки

Перед тем как прописаться в квартиру или дом, заявитель убеждается, что помещение относится к жилой недвижимости. К местам, где можно зарегистрировать проживание, не относятся:

  1. Офисы, торговые центры, административные здания.
  2. Общежития при условии, что человек не работает в организации и не учится в заведении, которому принадлежит такая собственность.
  3. Подсобные здания, хозяйственные постройки.
  4. Дома, не предназначенные для круглогодичного проживания – дачи, садовые постройки, времянки. Запрет действует и при попытке регистрироваться летом, когда такие дома способны служить жилищем.
  5. Гаражи, парковки, общие домовые территории (колясочные, подвалы, чердаки).

Еще закон запрещает оформлять постоянную и временную прописку в жилье под снос. После постановки дома в список сооружений, подлежащих демонтажу, прописка в него новых людей запрещена. Как можно понять из практики прошлых лет – запрет создан для предотвращения махинаций с недвижимостью. Ведь недобросовестные собственники в таком жилье прописывали дополнительных людей с целью получения недвижимости с увеличенной площадью по компенсационной программе.

Разновидности регистраций – постоянная и временная

Прописаться можно двумя способами:

  1. На постоянной основе. Бессрочная регистрация жительства не наделяет гражданина правами собственника, но дает преимущество при устройстве ребенка в школу или садик, а также при устройстве на работу: «местных» нанимают охотней, чем приезжих с временным свидетельством.
  2. Временно. Срок прописки устанавливается при подаче документов, допустимый период – от трех месяцев до пяти лет. Госуслугу предоставляют арендаторам, командировочным, приехавшим на лечение из других городов и стран.

Временная регистрация жительства аннулируется после истечения оговоренного срока. Получившего бессрочное право жительства человека выписывают либо при его согласии, либо по решению суда.

Что нужно для прописки

Помимо пакета документов, прописывающемуся человеку потребуются дополнительные мероприятия перед оформлением регистрации жительства. Как прописаться в новой квартире или комнате, зависит от типа собственности. Таких типов два:

  1. Муниципальное жилье. Такая недвижимость принадлежат государству, люди в ней проживают на основании договора социального найма. Такое жилье предоставляется нуждающимся в порядке очередности. Иногда в уже занятой родственниками или близкими друзьями жилой собственности пытается получить право жительства еще один человек на постоянной или временной основе.
  2. Частная собственность. Жилой объект принадлежит собственнику. Или нескольким собственникам, если недвижимость находится в долевом владении.

Перед сбором документов потребуется получать разрешения на заселение и регистрацию жительства в обоих типах собственности.

В муниципальную квартиру

Чтобы прописаться в квартире, выданной государством по договору соцнайма, потенциальный жилец собирает согласие всех прописанных в этом жилье. Исключение сделано для ребенка – он считается недееспособным или частично дееспособным, в зависимости от возраста. Согласие за ребенка автоматически дают родители или официальные опекуны, прописанные вместе с такими гражданами.

Еще новый гражданин проходит собеседование у наймодателя – администрации муниципалитета или иной организации, владеющей выбранным жилым объектом и предоставляющей ее в пользование жильцам по соцнайму. Подавать заявку на одобрение в муниципалитет придется раньше, чем документы в паспортный стол, ведь к оформлению прописки потребуется предъявить согласие на вселение.

В приватизированную квартиру

В своей квартире владелец способен регистрироваться сам и прописывать других людей без одобрения муниципалитета. Но есть несколько правил:

  1. При долевой форме владения – придется заручиться согласием других собственников на прописку нового человека.
  2. Прописанный в жилом помещении на постоянной или временной основе человек имеет право без одобрения собственника предоставить право жительства на этой же территории своему малолетнему ребенку.
  3. Подача документов на прописку подразумевает проживание человека по месту регистрации. При оформлении фиктивной регистрации жительства когда человек зарегистрирован в одной квартире, а проживает в другой, нарушителям придется платить штрафы. Пристальное внимание в этом вопросе налоговая и миграционная служба уделяют иностранцам с временной регистрацией – они нередко оформляют фиктивную прописку за деньги.

Есть один нюанс – оформить прописку в новую квартиру, находящуюся в залоге, гражданину разрешают при согласии залогодержателя.

Так перед регистрацией в ипотечном жилье собственник или прописывающийся берут согласие у официальных представителей банка, в котором оформлена ипотека.

file-157957_1280.png

Документы и сроки оформления

На прописку подают:

  • оригинал паспорта и копию. Если прописывается иностранец, придется к паспорту сделать апостиль – нотариально заверенный перевод документа;
  • документ, удостоверяющий право на вселение в жилье. Это свидетельство о собственности, договор аренды или субаренды жилого помещения;
  • заявление по форме №6. Заполняют на месте, по образцу с информационного стенда;
  • согласие собственников, их паспорта. Предъявляют самостоятельно или отправляют человека, работающего по нотариально заверенной доверенности;
  • листок убытия для постоянной регистрации, если проводится выписка из прошлого жилья.

На принятие заявления и оформление прописки уходит до 6 дней, если самостоятельно собрать все документы и принести их в паспортный стол. При регистрации заявления через МФЦ, портал «Госуслуги» или отсутствии части документов потребуется ждать на 2-3 дня дольше, чтобы представители службы проверили предоставленную информацию. Сведения о прописке добавляются на соответствующую страницу паспорта. Ребенку до 14 лет и мигрантам по заявлению выдают отдельные документы, удостоверяющие их регистрацию по адресу.

Паспорт забирают, чтобы на соответствующем поле поставить отметку о постановке на учет. При подаче документа это обстоятельство придется учитывать. По запросу владельцу паспорта предоставят временное удостоверение личности.

В какие инстанции подавать документы

Не зная, куда подать документы на прописку, новые собственники после покупки квартиры отдают заявление в паспортный стол ЖЭУ или МВД. Решение отчасти верное, но вопросами регистрации таких заявлений от граждан занимается ФМС – Федеральная Миграционная Служба. Самостоятельная подача заявления о постановке на учет в эту организацию ускорит процесс принятия и обработки документов, поскольку управляющая компания и МВД служат посредниками. Роль посредника отведена и МФЦ. При этом для встающих на учет в частном доме обращение в ЖЭУ недоступно – только обращение в МФЦ и МВД. Ведь жилищные конторы обслуживают только многоквартирные дома.

Процедура регистрации в МВД, МФЦ или ФМС - госуслуга бесплатная, платить потребуется только за предварительную распечатку копий с документов, оформление апостиля в переводческом бюро.

Если не оформить прописку через МФЦ, МВД, ФМС, или сделать ее фиктивной – виновным придется платить штраф в размере 2-3 тыс. руб. Иностранцев за нарушение правил постановки на учет депортируют с запретом пересекать границу РФ в течение 5 лет.

Комментариев: 0, посмотреть обсуждение статьи
Загрузка комментариев...